Профилактика терроризма и экстремизма

Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде

Методические рекомендации

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. Факторы экстремизма в подростково-моло<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />дежной среде (психологический аспект): среди групповых социально-психол<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />огических факторов могут быть выделены следующие:

  • установки, предубеждения родителей;

  • взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

  • влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

  • стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезин<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />теграции в обществе; Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

  • представления, установки подростков;

  • индивидуально-пс<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ихологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

  • эмоциональные особенности (состояние психического напряжения) Основные задачи профилактики экстремизма:

  • Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

  • Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

  • Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;

  • Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористическог<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />о акта. При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

  • Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

  • Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения; · Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

  1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактиче<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ских мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованнос<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ти, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельност<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />и.

  2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

- дети из неблагополучных, социально-дезори<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ентированных семей, с низким социально- экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально- нравственное насилие);

 — «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровожде<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ния;

 — дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект. При организации профилактической работы важно учитывать социально- экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-эконом<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

 — создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственност<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />и и патриотизма;

- разработку системы психокоррекционн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ой работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

   При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельност<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />и (ОБЖ), обществоведение, использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как: · чувства патриотизма, гражданственност<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />и, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;

  • толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;

  • способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческо<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />го, политического, экономического, социального характера;

  • осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

  • уважения прав других людей иметь разные точки зрения;

  • умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;

   Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:

- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />их, инспекцией по делам несовершеннолетн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />их, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;

- организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ых органов;

- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;

 — проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

 — организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ых органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;

- оказание юридической помощи несовершеннолетн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />им и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.     Педагогическ<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />им коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />их по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе. Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ого подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-моло<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />дежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

  1. Повышение психолого-педаго<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />гической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье. Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:

  • системная и дифференцированн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ая работа во всех сферах жизнедеятельност<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />и учащихся;

  • обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;

  • поддержка школьного самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);

  • анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, социальными педагогами.

 

 Психолого-педаго<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />гическое просвещение родителей и обучающихся

<font color="#333333"><font style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"> </font></font>

Психолого-педаго<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />гическое просвещение родителей.

Примерная тематика занятий:

  1. Приоритетные задачи и рассматриваемые проблемы.

  2. Молодежные субкультуры.

  3. Формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения».

  4. Повышение компетентности родителей по проблемам молодежных субкультур, профилактике вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности.

  5. Преступления и наказания.

  6. Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ими детьми.

  7. Правонарушения несовершеннолетн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />их.

  8. Психолого-педаго<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />гические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково- молодежной среде 9. Развитие представлений родителей о психолого-педаго<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />гических аспектах проявления форм агрессии.

  9. Профилактика социальной агрессии, вандализма в детско-подростко<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />вой и молодежной среде.

  10. Закон и ответственность. Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />ими детьми.

  11. Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности.

  12. Правонарушения несовершеннолетн<wbr style="visibility:visible !important; opacity:1 !important" />их. Виды юридической ответственности.

  13. Терроризм и экстремизм Информирование родителей о понятии терроризм, экстремизм.

  14. Ознакомление родителей с основными составляющими формирования у подростков твердой жизненной позиции.

  15. Обсуждение проблемы занятости подростков во внеурочное время с целью профилактики негативных проявлений в поведении.

 

Памятка для учителей

 

«Формы работы  по профилактике экстремизма в молодёжной среде»

 

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 Действия при обнаружении подозрительного предмета

Признаки, которые могут указывать на наличие взрывного устройства, других опасных предметов

Изображение- присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета;

- шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п.

- наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек);

- растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески;

- необычное размещение предмета


ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ БЕСХОЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ?

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО! никогда не трогайте подозрительные предметы или оставленные кем-то вещи!

-террористы могут установить взрывные устройства в самых неожиданных местах: на дорогах, жилых домах, на транспорте, в общественных местах, припаркованных автомобилях;

-совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства;

-при обнаружении такого предмета немедленно сообщите об этом водителю, любому работнику милиции;

-заходя в подъезд, обращайте внимание на посторонних людей и незнакомыепредметы. Как правило, взрывное устройство в здании закладывают в подвалах, на первых этажах, около мусоропровода, под лестницей;

-будьте бдительны и внимательны. Заметив подозрительных предмет, НЕ ПОДХОДИТЕ И НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ к нему;

-ПОМНИТЕ! Внешний вид предметов может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д.;

-НЕЛЬЗЯ принимать самостоятельно никаких действий с предметами, похожими на взрывные устройства, т.к. это может привести к их взрыву;

-НЕМЕДЛЕННО сообщите о находке в милицию по телефону 102!

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ЗНАНИЯМИ С ДРУЗЬЯМИ И ОДНОКЛАССНИКАМИ И ВЫ СТАНЕТЕ СИЛЬНЕЕ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВОЗМОЖНОЙ ОПАСНОСТИ!


КАК ВЫЯВИТЬ ТЕРРОРИСТА?

Террористы, как правило, действуют скрытно, стараясь не попадаться на глаза ни правоохранительным органам, ни простым гражданам. Но их деятельность вполне может показаться необычной или подозрительной.Если признаки странного поведения не находят естественного объяснения, немедленно сообщите об этом!

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы этих людей, отличительные черты их лиц, одежду, имена, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д. Не пытайтесь их останавливать сами!

На что необходимо обращать внимание:

  • Будьте особо бдительными и остерегайтесь людей, одетых не по сезону. Если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку – будьте особенно осторожны – под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы. Лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов.
  • Остерегайтесь людей с большими сумками, баулами и чемоданами, особенно, если они находятся в непривычном месте (например, с баулом в кинотеатре или на празднике). Несмотря на то, что этот человек, скорее всего, окажется туристом или торговцем, все же лишняя осторожность не повредит.
  • Старайтесь удалиться на максимальное расстояние от тех, кто ведет себя неадекватно, нервозно, испуганно, оглядываясь, проверяя что-то в одежде или в багаже.
  • И стандартные рекомендации, которым, к сожалению, чаще всего не следуют: ни в коем случае не поднимайте забытые вещи: сумки, мобильные телефоны, кошельки.

Ни в коем случае не принимайте от незнакомых лиц никаких подарков, не берите вещей с просьбой передать другому человеку.


ПАНИКА В ТОЛПЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как только почувствовали волнение и первые признаки зарождающегося конфликта, осмотритесь и выберите наиболее короткий маршрут к безопасному месту.

·   Сохраняйте выдержку и спокойствие.

·   Выбираясь из агрессивно настроенной толпы, старайтесь ни с кем не встречаться взглядом, ни в коем случаене вступайте в словесные перебранки, не реагируйте на реплики в свой адрес.

·   Двигаясь в толпе, пропускайте вперед детей и стариков, успокаивайте людей.

·   Разговаривайте внятно и громко.

·   Оказавшись в давке, согните руки в локтях и прижмите их к бокам, защищая бока от сдавливания, пальцы сожмите в кулаки. Попытайтесь сдерживать напор спиной.

·   Застегните одежду на все пуговицы, а ненужные и громоздкие вещи лучше выбросите.

·   Не следует жаться к зданиям, зеркальная витрина супермаркета запросто может разлететься на тысячи осколков, до крови поранив окружающих.

·   Помогайте подняться сбитым с ног.

·   Если сбили Вас, встаньте на колено и, упираясь в пол руками, резко оттолкнитесь, рывками выпрямляя тело.

·   Обходите группы наиболее возбужденных подростков, как правило, они способны на самые отчаянные поступки.

свернуть