Пецевич Дарья Дмитриевна
молодой специалист
учитель английского языка
Пецевич Дарья Дмитриевна
молодой специалист
учитель английского языка
"Из уст молодого специалиста"
«Профессия-мечта»
Выбор профессии был определен мною с детства. Еще в младшей школе нравилось играть в учителя, выставлять отметки в импровизированный журнал, а, повторяя домашнее задание, представлять себя в классе перед учениками. В старшей школе поняла: мне нравится открывать для других что-то новое, доступно излагать информацию.
Перед поступлением в университет посоветовалась со своими ныне коллегами – мамой, бабушкой и тетей – талантливыми педагогами с огромным багажом знаний и опыта за плечами – и решила: если хочу объединить любовь к детям, творческий потенциал и желание учить – эта профессия и есть подходящий вариант.
Конечно, порой школа отнимает много времени, но разве это может сравниться с отдачей детей, с их эмоциями и любовью, которую они дарят, с радостью за их первые успехи? Учитель дает знания, а в ответ получает энергию, задор. Это профессия, в которой постоянно развиваешься, открываешь для себя новые идеи, сталкиваешься с удивительными, нестандартными мыслями учеников.
Быть учителем – это всегда быть в движении, в моде, быть на одной волне со своими воспитанниками. Это уникальная профессия, которой в совершенстве сможет овладеть лишь тот, кто соединяет к себе любовь к делу и ученикам, как писал Л. Н. Толстой, и я солидарна с этим выражением.
Сложно не согласиться, что и будущее страны немало зависит от того, какие ценности, ориентиры, какой объём и качество знаний будут усвоены с самого детства.
Полагаю, это прекрасное чувство – через время встречать своих учеников и убеждаться, что вложенный труд оправдан – они выросли прекрасными, трудолюбивыми людьми с правильно расставленными приоритетами, патриотами своей страны. Надеюсь, вскоре я в этом удостоверюсь.
Пецевич Д. Д., Квасовская СШ
ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
«Иду на урок» - эту фразу произносят тысячи учителей ежедневно.
С чем идет учитель на урок? Зачем идет педагог на урок?
Ответы на эти вопросы кроятся в анализе такого феномена как педагогические цели. Нужно ли вообще говорить о цели урока? Ведь главное, чтобы дети работали на уроке. И может, не имеет смысла говорить о целях конкретного урока?
Учебное занятие является реализации конкретных целей образования. Оно всегда ограничено во времени. При этом под целью понимают планируемый результат.
А должен ли ребенок знать цель учебного занятия? Ведь цели урока – это дело учителя. Но представьте себе, что, не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте и ощущает растерянность, недоумение, не понимая, зачем ему это нужно. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать.
|
В философии адаптивной школы первостепенное значение занимают цели учебного занятия, связанные (содействующие) с развитием ребенка.
Причем, предметные цели являются средством достижения целей, связанных с развитием личности ребенка.
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, делятся на несколько групп.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ фактически отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности.
Анализ постановки учителем целей показывает, что они, как правило, сформулированы либо с позиции стратегии формирования: «научить учащихся…», «сформировать знания о …», либо отражают действия учителя, не связанные вообще с процессом взаимодействия на уроке: «доказать теорему о …», «вывести формулу плотности», «показать учащимся…». В связи с такой формулировкой возникает вопрос: нужны ли учителю в этом случае ученики, ибо выполнение связано лишь с одним действующим лицом – учителем.
Существует еще один вариант формулировки предметных целей: «познакомить учащихся с...». Такая цель находит выражение в поведении учителя. Ведь он, действительно, лишь знакомит детей с чем-либо, невзирая на субъектный опыт ученика, логику усвоения знаний, результат обучения.
Как же следует формулировать цели в рамках стратегии развития?
Сразу следует отметить недопустимость акцентирования в целях действия извне. Без личностного смысла знания учащимися не усваиваются, они знакомятся лишь с информацией. Поэтому даже в целях необходимо соответствовать реальной действительности – МЫ НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ. Предметные цели связаны с организацией деятельности учащихся. А вот состоится усвоение или нет, всецело зависит от степени воздействия учителя состоянию ученика.
Предметные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся. В предметном отношении учебное занятие имеет не одну, а несколько целей. Что значит усвоить знания?
Усвоить знания, т.е. буквально: «присвоить». Следовательно, сделать своими, понять, запомнить, применить. Исходя из этого, предметные цели представляются в следующем виде:
По материалам книги:
Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – 384 с.
Рекомендации молодому специалисту
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в развитие его умственной и моральной культуры.
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого осмысленного усвоения знаний. Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности, коллективной учебной деятельности, ответственности учеников.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА
Методы обучения – основные упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, направленные на достижение целей образования.
Что такое метод вообще?
Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Это ключ к достижению триединой цели урока. Это самый динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами.
Прием – деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи. Метод можно рассматривать как определенную систему приемов. В этом плане «метод уподобляется крепко спаянной цепи, каждое звено которой представляет собой отдельный познавательный акт» (Р. Г. Лемберг). Эти познавательные акты, организуемые учителем и выполняемые учениками, обычно обозначаются термином «прием». Например: сообщение, постановка задания, указание и т. п. – приемы учителя. Слушание, выполнение упражнений, решение задачи – приемы учения. В зависимости от приема определяется и метод обучения. Если учитель сообщает факты, правила для их заучивания, то метод преподавания носит информационно-сообщающий характер.
Система методов – не простой их набор, а совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.
Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
В методах обучения в прямой или скрытой форме, но обязательно проектируется познавательная деятельность учащихся, поэтому методы обучения – это сочетание методов преподавания и учения.
Формы организации познавательной деятельности - целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействий учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным.
Успешность обучения не может быть осуществлена вне форм организации познавательной деятельности учащихся, так как любой реальный урок осуществляется путем функционирования и взаимодействия учителя и ученика.
Различают следующие формы организации познавательной деятельности:
Триединая цель урока
Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности.
Функционирование урока связано с такими процессами.
Целеполагание. Это процесс формирования цели, процесс ее развертывания, когда учитель четко определяет ресурсы, силы и возможности для наибольшего эффекта при удовлетворении учебных потребностей и интересов. Целеполагание – достаточно сложная, наиболее ответственная (и, пожалуй, самая западающая) часть работы учителя.
Целеосуществление. Это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие – в фактическое поведение, конечный результат.
Целеустремленность. Если человек совершенно осознанно и планомерно движется к поставленной цели, можно говорить о том, что он действует целесообразно, целеустремленно.
Конечный результат урока.
Конечный результат – явление достаточно сложное и многоаспектное, и его нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками. Знания могут быть получены как на основе авторитарных отношений, калечащих душу ребенка и держащие его в страхе, так и на основе отношений сотрудничества. Конечный результат урока складывается из двух составляющих:
Содержание учебного материала – это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учениками. Оно выступает в качестве своеобразной материальной основы урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников.
Содержание учебного материала заключает в себе
На каждом уроке ученики имеют дело с тем или иным набором, с какой-то определенной частью учебного материала.
Содержание учебного материала делится как бы на две части: необходимый материал, непосредственно связанный с темой урока, и материал второстепенный, который вводится в урок в целях усиления умственной активности учащихся, воспитательного влияния на них, в целях подготовки к какой-нибудь работе на следующем уроке и т.д.
Содержание учебного материала для учителя является как бы «сырьем», из которого создаются различные конструкции, обусловливающие способы учебного познания.
Льготы, предоставляемые молодым специалистам Квасовской СШ в соответствии с Коллективным договором на 2022-2025г (выписка из КД и приложений).
23.10.3.осуществлять выплату стимулирующего характера в размере 10% в первые три года работы (согласно Приложениям к настоящему Договору) молодым специалистам, прибывшим на работу по целевому направлению;
23.10.4.выплачивать молодым специалистам, прибывшим по распределению, компенсацию по найму жилья или частичную компенсацию проезда к месту работы в размере 15% ежемесячно в первые два года работы (согласно Приложениям к настоящему Договору);
23.10.5.осуществлять единовременную выплату для лиц, обучавшихся на условиях целевой подготовки специалистов на педагогических специальностях, продолживших работать в учреждении образования после обязательного срока отработки и заключивших контракт не менее чем на три года в размере 4 базовых величин;
23.10.6.установить выплату стимулирующего характера в размере 10% и предоставление дополнительного поощрительного отпуска при заключении контрактов молодым специалистам, завершившим обучение с отличием, а также получившим академическую степень магистра, с учетом объема и качества
выполняемых работ, проявленной инициативы при выполнении должностных обязанностей в первые три года работы (согласно Приложениям к настоящему Договору).
29.15.Установить, что с молодыми специалистами (рабочими) контракты при приеме на работу могут быть заключены с их письменного согласия в пределах максимального срока действия на срок не менее срока обязательной работы по распределению и при направлении на работу при условии установления надбавки или повышения тарифной ставки (тарифного оклада) не менее чем на 20% и предоставления дополнительного поощрительного отпуска не менее 2-х календарных дней.
Конкретное количество дней дополнительного поощрительного отпуска, а также проценты установленной надбавки или повышения тарифной ставки (тарифного оклада) указываются в контрактах молодых специалистов (рабочих) при приеме на работу.
Аналогичный порядок заключения контрактов применять к выпускникам учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, самостоятельно трудоустроившимся в учреждение образования.
С целью последующего закрепления молодых специалистов, в том числе направленных в соответствии с договорами о целевой подготовке, осуществлять единовременную выплату в размере 5 базовых величин для работников, продолжающих работать в учреждении образования, заключивших контракт сроком не менее чем на три года (Приложение 3).
40.1.Содействовать выделению дополнительных средств на выплаты социального характера работникам учреждения образования из числа молодых специалистов и специалистов с высшим и средним специальным образованием, получивших образование на условиях оплаты и направленных с их согласия на работу (оказание материальной помощи, в том числе на обустройство, наем и благоустройство жилья, установление доплат и надбавок и др.).
40.3.Содействовать выделению работникам учреждения образования из числа молодых специалистов и специалистов с высшим и средним специальным образованием, получивших образование на условиях оплаты и направленных с их согласия на работу, мест в общежитиях (при их наличии), в том числе иных отраслей; предоставлению дополнительных мер поддержки работающей молодежи, а также оказанию материальной помощи на обустройство.
40.5.Производить ежемесячно доплату молодым специалистам, работающим вне постоянного места жительства и не обеспеченными жилыми помещениями, с целью возмещения затрат на съемное жилье, в размерах, определенных Приложениями к настоящему Договору.
40.6.Наниматели поощряют молодых специалистов, добившихся высоких результатов в труде и активно участвующих в общественной жизни трудового коллектива.
41.Стороны договорились проводить:
41.1.Работу по мотивации профсоюзного членства, вовлекают молодежь в члены Профсоюза, обеспечивают представительство молодых профсоюзных активистов в профсоюзных органах всех уровней;
41.2.Мероприятия, в том числе обучающие семинары, (слеты, форумы и т.п.) содействующие профессиональному росту, образованию и рационализаторству работающей молодежи.
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке оказания материальной помощи
работникам государственного учреждения образования «Квасовская средняя школа»
7.1.9. молодым специалистам (1-го и 2-го года работы) – 1 базовая величина;
7.1.10. молодым специалистам (1-го и 2-го года работы) на компенсацию аренды жилья (при условии предоставления подтверждающих документов) -1 базовая величина (при наличии средств);
7.1.11. молодым специалистам (1-го и 2-го года работы), проживающим в г. Гродно и других населённых пунктах Гродненского района, на компенсацию проезда к месту работы и обратно – 1 базовая величина (при наличии средств);
ПОЛОЖЕНИЕ
о размерах, порядке и условиях выплаты премий работникам
ГУО «Квасовская средняя школа»
6.3.14. молодым специалистам, завершившим обучение с отличием, а также получившим академическую степень магистра, с учетом объема и качества выполняемых работ, проявленной инициативы при выполнении должностных обязанностей – до 20%;
Оценочный лист для системного анализа факультативного занятия
Компоненты |
Индикаторы |
|
1. Цели |
- соответствие программе факультативного занятия |
|
- преемственность с целями урока |
|
|
- диагностичность постановки |
|
|
- реалистичность |
|
|
- самоопределение учащихся на свой личный образовательный результат |
|
|
2. Содержание занятия |
- отбор содержания занятия в соответствии с его целями |
|
- содержательная преемственность с учебным предметом |
|
|
- соответствие программе факультативного курса |
|
|
- наличие деятельностного содержания образования |
|
|
- проблемность и привлекательность учебной информации |
|
|
- доступность и посильность изучаемого материала |
|
|
- оптимальность объема материала для усвоения |
|
|
3. Учитель и его деятельность |
- умение планировать образовательный процесс |
|
- степень владения учебным материалом повышенного уровня |
|
|
- умение структурировать учебный материал |
|
|
- владение педагогической техникой |
|
|
- культура речи, ее образность, эмоциональность, внешний вид учителя |
|
|
- умение общаться с учащимися |
|
|
4. Учащиеся и их деятельность |
- степень владения содержанием учебной программы базового уровня |
|
- степень заинтересованности в данном занятии |
|
|
- познавательная активность, творчество и самостоятельность |
|
|
- владение навыками самоконтроля, оценки и рефлексии |
|
|
- умение продуктивно взаимодействовать с одноклассниками |
|
|
5. Формы, методы и средства проведения |
- оптимальность выбора форм, методов и средств в соответствии с целями занятия |
|
- умение учащихся работать в рамках предложенных учителем форм и методов |
|
|
- рациональность чередования методов обучения |
|
|
- рациональность использования учебного времени |
|
|
- дидактическая оснащенность занятия |
|
|
- соблюдение требований СанНиП, применение здоровьесберегающих технологий |
|
|
6. Рефлексия |
- оптимальность обратной связи с учащимися |
|
- возможность каждого учащегося оценить степень достижения запланированных образовательных результатов |
|
|
- наличие содержательной рефлексии |
|
|
- обучающий эффект занятия |
|
|
- степень вероятности успешного решения воспитательных и развивающих задач занятия, развития мышления учащихся, их исследовательской компетентности |
|
План работы з маладым настаўнікам
Пяцэвіч Дар'яй Дзмітрыеўнай
дзяржаўнай установы адукацыі “Квасоўская сярэдняя школа”
на 2022/2023 навучальны год
Мэта: стварэнне ўмоў для прафесійнага педагагічнага станаўлення маладога педагога.
Задачы: - рганізацыя работы па фарміраванні ў маладога спецыяліста канструктыўна-змястоўных і канструктыўна-аперацыйных уменняў;
- забеспячэнне якасці правядзення вучэбных заняткаў на аснове фарміравання і развіцця пазнавальных інтарэсаў і самастойнасці вучняў,
- выкарыстання ў педагагічным працэсе прадуктыўных метадаў і прыёмаў новых тэхналогій
Тэма |
Дата правядзення |
Змест |
Адказны настаўнік |
Першы год работы |
|||
Вывучэнне нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі РБ да пачатку новага навучальнага года |
Да 03.09.2023 |
Пытанні для абмеркавання: 1. Вывучэнне нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі РБ, якія рэгламентуюць дзейнасць установы адукацыі. 2. Службовыя абавязкі настаўніка. 3. Навучальны план, праграмы, стандарты адукацыйных абласцей. 4. Знаёмства маладога педагога з патрабаваннямі па вядзенні класных журналаў, сшыткаў навучэнцаў, дзённікаў. 5. Падвядзенне вынікаў. Выпрацоўка рэкамендацый.
Практыкум Праектаванне навучальнага працэсу. Распрацоўка каляндарна-тэматычных і паурочных планаў. |
Хрыптовіч В.Л.,
Турэвіч М.І.,
Хрыптовіч В.Л.
Рахунок М.Г., Хрыптовіч В.Л.
Пяцэвіч Д.Д. |
Асаблівасці арганізацыі выхаваўчай працы |
Да 15.09.2023 |
Пытанні для абмеркавання: 1.Мадэляванне выхаваўчай сістэмы класа (дыягнастычнае даследаванне мэт класа, праектаванне мэт, дзейнасць па згуртаванні і развіццю класнага калектыва, крытэрыі і спосабы вывучэння эфектыўнасці выхаваўчай сістэмы класа). 2.Функцыі класнага кіраўніка. 3. Асаблівасці асобы і выхавання школьнікаў. 4.Праграма выхавання як змест дзейнасці педагога. 5.Планаванне выхаваўчай працы. 6.Арганізацыя працы з калектывам (групай) і індывідуальнасцю. 7.Класная гадзіна як урок паразумення. 8.Падвядзенне вынікаў. Выпрацоўка рэкамендацый.
Практыкум 1. Прагляд выхаваўчага мерапрыемства. Практыкум па мадэляванні выхаваўчай сістэмы класа. |
Рахунок М.Г. Зубань А.М.
Пяцэвіч Д.Д, |
Фарміраванне і ўдасканаленне праектыровачна - мэтавых уменняў |
Кастр ычнік -люты |
Пытанні для абмеркавання: 1. Методыка ажыццяўлення мэтапакладання. 2. Праектаванне структуры урокаў розных тыпаў. 3.Праектаванне аптымальнасці выкарыстання метадаў навучання. 4. Вызначэнне найбольш рацыянальных відаў дзейнасці вучняў. 5. Методыка адбору зместу вывучаемага матэрыялу для дасягнення адукацыйных, выхаваўчых і развіваючых мэт урока. 6. Падвядзенне вынікаў. Выпрацоўка рэкамендацый.
Практыкум 1. Распрацоўка тэхналагічнай карты ўрока. 2. Прагляд урокаў па тэме занятку. 3. Практыкум па пастаноўцы задач урока. |
Турэвіч М.І.
Хрыптовіч В.Л.
Пяцэвіч Д.Д, |
Педагагічныя ўменні настаўніка і шляхі іх далейшага развіцця |
Красавік- май |
В апытанні для абмеркавання: 1. Аналіз работы школы маладога педагога. Анкетаванне маладых настаўнікаў. 2. Творчая справаздача настаўніка (адкрыты ўрок(мерапрыемства). 3. Агляд навінак метадычнай літаратуры. |
Турэвіч М.І.
Пяцэвіч Д.Д.
|