Подростковый возраст – сложный период жизни человека, а коронавирусная инфекция (COVID-19) делает его еще более трудным. Из-за пандемии коронавируса многие подростки вынуждены отказаться от значимых событий в их юной жизни, включая ежедневное общение с друзьями и посещение школы. Подросткам, привычный ход жизни которых меняется из-за распространяющегося заболевания, и которые испытывают тревогу, разочарование и чувствуют себя изолированными, следует помнить: они не одиноки. Мы побеседовали со специалисткой-психологом, работающей с подростками, автором бестселлеров и колумнисткой ежемесячного издания The New York Times д-ром Лизой Дэймур, чтобы узнать, как подростки могут самостоятельно позаботиться о себе и о своeм психическом здоровье.
1. Признайте, что ваше беспокойство – абсолютно нормальная реакция
Если закрытие школ и тревожные заголовки вызывают у вас беспокойство, знайте, что вы не одиноки. На самом деле, именно такие эмоции вы и должны испытывать. «Психологам давно известно, что чувство тревоги – это нормальная и здоровая реакция, которая предупреждает нас об угрозах и помогает нам принимать меры для самозащиты, – говорит д-р Дэймур. – Ваше беспокойство поможет вам принять решение, которое является единственно правильным в конкретный момент, например не проводить время с другими людьми или в больших группах, мыть руки и не притрагиваться к своему лицу». Такие чувства помогут защитить не только вас самих, но и других. «Мы подобным образом проявляем заботу и в отношении других членов нашего сообщества. Мы также думаем об окружающих нас людях».
Хотя беспокойство в связи с ситуацией вокруг COVID-19 вполне понятно, убедитесь, что вы получаете информацию из «...надeжных источников [например, на сайтах ЮНИСЕФ и Всемирной организации здравоохранения], или проверяйте любую информацию, получаемую вами из других, возможно менее надeжных, источников», – рекомендует д-р Дэймур.
Если вы обеспокоены тем, что у вас появились симптомы болезни, необходимо поговорить об этом с вашими родителями. «Имейте в виду, что болезнь, связанная с COVID-19, обычно протекает в лeгкой форме, особенно у детей и молодых людей», – говорит д-р Дэймур. Также важно помнить, что многие симптомы COVID-19 поддаются лечению.
Д-р Дэймур рекомендует подросткам уведомить родителей или другого взрослого человека, которому они доверяют, о своем плохом самочувствии или обеспокоенности в связи с вирусом, с тем чтобы получить от взрослых помощь.
И помните: «Есть много эффективных способов защитить себя и окружающих и испытать уверенность в том, что ситуация находится под контролем. К ним относятся следующие: часто мыть руки, не прикасаться к лицу и практиковать социальное дистанцирование».
Подробнее о наших советах по мытью рук
2. Методы отвлечения
«Психологам известно, что, попав в длительные сложные жизненные обстоятельства, очень полезно разделить проблему на две категории: к первой относится то, что мы можем сделать, чтобы решить проблему, а ко второй – то, что не поддается нашему контролю», – говорит д-р Дэймур.
Сейчас многое попадает во вторую категорию, и это нормально. Но есть метод, который поможет справиться с проблемой, – это метод отвлечения.
Д-р Дэймур предлагает следующие способы, чтобы успокоиться и обрести баланс в повседневной жизни: заняться домашними делами, посмотреть любимый фильм или почитать в постели роман.
3. Найдите новые способы общения с друзьями
Если вы хотите проводить время с друзьями, практикуя метод социального дистанцирования, социальные сети – отличный способ общения. Проявите творческий подход: примите участие в игре Tik-Tok, например #безопасныеруки. «Я ни в коей мере не склонна недооценивать творческий потенциал подростков, – отмечает д-р Дэймур. – Могу предположить, что они найдут новые способы [общения] друг с другом в интернете, которые будут отличаться от тех, что они использовали раньше».
«[Однако] постоянное времяпрепровождение перед монитором и/или в социальных сетях – не самое лучшее решение. Это вредно для здоровья, нерационально и может усугубить чувство тревоги», – продолжает д-р Дэймур и советует подросткам вместе с родителями составить расписание часов, которые они будут проводить за компьютером.
4. Сосредоточьтесь на себе
Вы хотели научиться чему-то новому, начать читать новую книгу или попрактиковаться в игре на музыкальном инструменте? Сейчас для этого самое подходящее время. Сосредоточенность на себе и поиск способов провести с пользой для себя появившееся свободное время – это продуктивный способ позаботиться о своeм психическом здоровье. «В подобных ситуациях я составляла список всех книг, которые хотела прочесть, и всех дел, которые хотела сделать», – говорит д-р Дэймур.
5. Проживите свои чувства
Человек испытывает сильное разочарование, когда он не может принимать участие в мероприятиях с друзьями, заниматься своим хобби или посещать спортивные матчи. «Это – масштабные потери, которые по-настоящему огорчают подростков», – говорит д-р Дэймур. Что же является лучшим способом справиться с разочарованием? Разрешите себе прожить его. «Когда речь идет о причиняющем боль переживании, то единственный выход из ситуации – прочувствовать данную эмоцию. Если вам грустно, – позвольте себе грустить, и вы быстрее почувствуете себя лучше».
Каждый справляется со своими эмоциями по-разному. «Одни дети могут заняться искусством, другие захотят поговорить со своими друзьями и разделить с ними общую грусть, испытав при этом чувство сопричастности и единения в период, когда личное общение невозможно. Кто-то захочет пополнить банк продовольстия», – продолжает д-р Дэймур. Важно, чтобы вы занимались тем, что помогает вам чувствовать себя лучше.
6. Будьте добры к себе и к другим
Некоторые подростки сталкиваются с травлей и насилием в школе из-за коронавирусной инфекции. «Активная позиция свидетелей таких нарушений – наилучший способ справиться с любым видом травли, – отмечает д-р Дэймур – Не следует ожидать, что дети и подростки, ставшие объектом травли, будут противостоять обидчикам; напротив, нам необходимо поощрять таких детей обращаться за помощью и поддержкой к друзьям или взрослым».
Если вы стали свидетелем издевательств над другом, поговорите с ним и попытайтесь предложить поддержку. Бездействие может заставить человека думать, что целый мир ополчился против него и что никому нет до него дела. Ваши слова помогут изменить ситуацию к лучшему.
И помните: сейчас как никогда мы должны думать о том, что информация, которой мы делимся, или слова, которые мы говорим, могут причинить боль другим людям.
Источник: Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)
Представительство в Республике Беларусь
10 советов родителям подростков
Уважаемые, папы и мамы!
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Этот возраст часто называют трудным, и вообще этот период называется возрастом второго кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечёт за собой психологические срывы. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Однако значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему, как никогда, необходимо ваше внимание, тепло и забота, понимание и доверие.
Подростку присущи:
- тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
- частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы;
- повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
- стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в криминальные группировки;
- отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе и неверной;
- проявление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
- демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Советы психолога родителям
1. Переходный возраст (подробнее)
«Ваш ребенок доставляет нам много хлопот, у него переходный возраст». Как часто нам приходится слышать такие жалобы от озабоченных родителей! Ежедневные споры, дерзости, заносчивость, высокомерие, вызывающая одежда, неподходящие друзья и т.д. Как с этим справиться?
2. Роль родителей в выборе жизненного пути (подробнее)
Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, — принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.д). Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.
3. Рекомендации родителям агрессивных детей (подробнее)
Как помочь ребенку стать менее агрессивным. Самое главное - научить ребенка разряжаться - избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию "в мирных целях".
4. Тест "Какие вы родители?" (подробнее)
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы теста.
5. Рекомендации родителям застенчивых детей (подробнее)
Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Как с этим бороться?
<font size="5"><font color="#ff0000" size="3">РЕКОМЕНДАЦИИ_РОДИТЕЛЯМ_ЗАСТЕНЧИВЫХ_ДЕТЕЙ</font></font>
<font size="5"><font color="#ff0000" size="3">РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ</font></font>
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА (РОДИТЕЛЯМ)
Памятка для родителей
Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам
Психологическое насилие
Насилие в семье
Памятка родителям по профилактике суицида
Воспитание толерантности
Как сохранить психическое здоровье ребенка
Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе
Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:
-Трудности в учёбе.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:
-Трудности в учёбе.
-Взаимоотношения в классе.
-Взаимоотношения с родителями.
-Выбор жизненного пути (будущей профессии).
-Самоуправление и саморазвитие.
Чем может помочь Вам школьный психолог?
-Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.
-Ответить на Ваши вопросы.
-Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.
-Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.
-Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.
СО ВСЕМИ ИНТЕРЕСУЮЩИМИ ВАС ВОПРОСАМИ К ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ЛИЧНО, ЛИБО НАПИСАТЬ НА ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС ШКОЛЫ kvasovka@mail.ru С ПОМЕТКОЙ "ВОПРОС ПСИХОЛОГУ".
ВОПРОС:ЗДРАВСТВУЙТЕ! МНЕ ТРУДНО ЗАВЯЗЫВАТЬ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. Я ХОЧУ СТАТЬ БОЛЕЕ СМЕЛОЙ!
ОТВЕТ: Здравствуй. Волнение при знакомстве с людьми и установлении отношений это нормальное явление. Важно проанализировать, что в твоем поведении, речи или внешности побуждает неуверенность в себе. Возможно, ты излишне требовательна к себе. Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно в общении полезно выучить ряд интересных фактов, анекдотов и т.д., чтобы завязывать отношения. Чем больше ты знакомишься и общаешься с людьми, тем больший опыт ты приобретаешь и увереннее себя чувствуешь.
ВОПРОС:ЗДРАВСТВУЙТЕ! КАК НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ В ОБЩЕНИИ С РЕБЁНКОМ?
ОТВЕТ: Здравствуйте! Попытайтесь следовать следующим советам:
-Говорите только то, в чем искренне убеждены.
-Придерживайтесь постоянства своих убеждений.
-Старайтесь всегда показать своё доброжелательное отношение.
-Чаще ставьте себя на место ребенка, учитывать его возраст.
-Воздерживайтесь от обидных слов и выражений в адрес ребенка.
-Избегайте назидательства и занудства.
-Подумайте, не повторяете ли вы ошибки ваших родителей.
ВОПРОС: ЗДРАВСТВУЙТЕ! КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ЕСЛИ В КЛАССЕ НАДО МНОЙ ПОСТОЯННО ШУТЯТ И СМЕЮТСЯ?
ОТВЕТ: Здравствуй. Если над тобой постоянно шутят, значит, ты как то по особому реагируешь на шутки (начинаешь плакать, убегаешь, пытаешься что-то сказать в ответ, смущаешься и др.), что подбадривает «шутников». В такой ситуации важно не показывать, что тебя ранят чужие «подколы» и шутки, постарайся реагировать сдержанно, иногда можно посмеяться со всеми. В этом случае шутить над тобой станет не интересно.
ВОПРОС: ДОБРЫЙ ДЕНЬ! У МОЕГО РЕБЁНКА НЕТ НИКАКИХ УВЛЕЧЕНИЕ. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОН ЛЕНТЯЙ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
ОТВЕТ: Здравствуйте! Не обязательно, что причиной этого является его лень. Если Ваш ребёнок никак не может найти себе дело по душе, постарайтесь увлечь его, предлагая ему самые разные занятия. Давление и упреки не сделают ребёнка целеустремленным. Возможно, ему просто необходимо дозреть до своего дела.
Часто увлечения ребёнка определяются интересами его родителей. Так, в семье музыкантов, скорее всего дети тоже будут увлекаться музыкой, а если папа ребёнка - увлекается рыбалкой, наверняка, сын (или дочь) с удовольствием будет ходить с ним на рыбалку и разбираться в видах рыб. Спросите ребёнка, чем бы он хотел заниматься в свободное время, что ему интересно. Если он затрудняется ответить, предложите несколько своих вариантов, пусть он остановится на наиболее интересном для него. Запишите его в объединение по интересам: изостудию, вокальную студию, спортивную секцию, шахматы: в компании сверстников под руководством опытного педагога ему наверняка будет интересно.
ВОПРОС: ЗДРАВСТВУЙТЕ! ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК АГРЕССИВЕН?
ОТВЕТ: Здравствуйте! Было бы очень хорошо, если бы вы уточнили возраст ребенка. Агрессивность не бывает без причины. Среди причин можно выделить: тревогу, интенсивные внутренние переживание, образец поведения, который ребенок видит (сверстники, телевидение, родители). Необходимо точно определить причину агрессивности вашего сына или дочери.
- Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
- Если ребенок своими действиями пытается вас разозлить, важно не поддаваться этому. Проговорите свои чувства «В данный момент я чувствую … »;
проговорите возможные чувства ребенка «Я вижу, что ты зол (разгневан, рассержен) …. это бывает в подобных ситуациях … ».
- Если вы видите, что ребёнку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим (физические упражнения, битье подушки или мягкой игрушки).
- Показывайте ребёнку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева.
- Сделайте всё, чтобы ваш ребёнок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете таким какой он есть. Не стесняйтесь лишний раз сказать ему о том, что вы его любите.
ВОПРОС: ЗДРАВСТВУЙТЕ! КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА БЫТЬ БОЛЕЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМ? МЕНЯ ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ ЕГО РАССЕЯНОСТЬ!
ОТВЕТ: Здравствуйте! Часто родители расстраиваются, видя, что их ребенок рассеян и не может выполнить простейших, казалось бы, поручений. То, что ему сказали, он постоянно забывает и не может ни на чем сосредоточиться. Неумение дошкольника сосредоточиться объясняется в большей степени несозревшей нервной системой. Существует несколько правил, которыми вы можете воспользоваться для того, чтобы научить ребенка концентрировать внимание.
1. Давайте указания, соответствующие уровню развития ребенка.
Трехлетняя девочка открывает пачку печенья, повторяя: «Никакого печенья до обеда», - и тут же начинает есть его. Вы думаете, ребенок делает это специально? Если это делает семилетний ребенок, то ответ будет «да». А ребенок в трехлетнем возрасте еще не в полной мере связывает слова с действиями. Тот факт, что девочка повторяет мамины слова, говорит о том, что она находится на пути к пониманию, но пока еще не в состоянии контролировать этот процесс.
2. Делайте указания в позитивном плане, но никак не в негативном. В этом возрасте мозг способен запомнить лишь саму идею – в данном случае «печенье» - и пропускает отрицательные слова, которые сопутствуют самой идее. В данном случае мама может сказать следующее: «Прекрасно! Ты запомнила правило. Но в следующий раз давай скажем вот что: «Я подожду до конца обеда».
3. Указания и замечания должны быть ясными и понятными ребенку. Если фраза звучит подобно компьютерной терминологии, она может отключить все замечание в целом.
4. Давайте по одному заданию, в крайнем случае по два. Думайте о мозге ребенка, как о компьютере, в котором запас памяти ограничен до тех пор, пока жизненный опыт не расширит его.
5. Создайте такую окружающую обстановку, которая бы помогала концентрировать внимание.
6. Ограничьте время просмотра телепередач. Чрезмерное количество телевизионных программ, рекламы, видео и компьютерных игр может замедлить развитие способности контролировать внимание в целом. Поощряйте интерес к игрушкам, головоломкам, книгам и различным творческим развивающим играм.
7. Ваш личный пример – важный фактор в развитии способностей ребенка. Покажите ребенку, как можно научиться сосредоточиться. Например, вы можете сказать: «Нам нужно купить много продуктов в магазине, поэтому лучше заранее дома составить список необходимого. Тогда мы ничего не забудем купить».
8. Поощряйте ребенка, независимо от того, насколько успешны его действия.
ВОПРОС:ЗДРАВСТВУЙТЕ! У МОЕГО СЫНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В МАРТЕ. ВО СКОЛЬКО ЛУЧШЕ ОТДАТЬ ЕГО В ШКОЛУ-В 6,5 ИЛИ 7,5?
Наверное, это один из самых распространенных вопросов, которыми задаются современные родители. Может быть это вызвано тем, что мы очень торопимся и суетимся, стараемся все успеть и нигде не опоздать. Родители, из лучших побуждений, конечно, отдают маленького ребенка во всевозможные развивающие, подготовительные группы. Как будто детство, это не всерьез, это еще не жизнь. Нужно как можно лучше подготовиться к жизни в этот период, выучить иностранный язык, научиться писать и читать, и тогда первый класс будет началом большой и легкой дороги. Только оказывается, что дети, отсидевшие перед школой за партой по два-три года, уже не испытывают интереса к учебе. И через полгода разница в подготовке сглаживается. А маленькие по возрасту школьники только во втором классе перестают играть под партой в игрушки.
Конечно, детки все разные. Есть очень талантливые, не по годам развитые дети. Но даже в этом случае мне трудно представить себе ситуацию, что талант за год исчезнет и ребенок опоздает учиться. Ведь главный показатель готовности к школе - это сформированность внутренней позиции школьника: т.е. волевой компонент. Если Ваш сын уже читает и много знает для своего возраста - прекрасно. Развивайте в нем любопытство, интерес к знанию, укрепляйте его организм подвижными играми, развивайте навыки общения и дружбы игрой с другими детьми. И, поверьте, это будет очень важный и полезный год в его жизни. Так вы точно не рискуете.
ВОПРОС: Очень хочеться затронуть тему : Обязанности (выполнение уроков,помощь родителям по дому и т.п.).Как влиять на ребенка "ненавязчиво" ?3 Класс
Многие родители уже знакомы с замечательной книгой Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". Есть продолжение: "Продолжаем общаться с ребенком. Так?". Написанные понятным языком с примерами из жизни обычных людей и знаменитостей, эти книги могут оказаться верными помощниками в задачах воспитания и понимания внутренней жизни ребенка. Одна из вечно актуальных проблем детско-родительских отношений - домашние обязанности, наведение порядка, ответственность и самостоятельность ребенка - занимает в этих книгах центральное положение.
1. Приучение к порядку и правилам, заведенным в семье необходимо начинать рано и делать это систематически. Вернее начать нужно с того, что завести эти самые правила и самим их неукоснительно выполнять. Нельзя требовать от ребенка то, что не всегда делаете сами. Естественный закон организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку. Ребенок очень многое может выполнять самостоятельно в достаточно раннем возрасте. Нужно ему это позволить, тем более, что именно тогда он этого хочет сам. Родители в спешке или в желании побаловать лишают малыша радости самостоятельного ухода за собой и помощи маме. А приучать к порядку начинают, уже когда желание исчезло.
2. Даже имея желание что-то сделать, ребенок не всегда бывает в состоянии себя правильно организовать. И ему нужно в этом помочь. Мы напоминаем, подстраховываем, делаем вместе (но не ВМЕСТО), спокойно и медленно проговариваем, что именно и в какой последовательности ему нужно сделать. Не стоит сердиться на медлительность и непонятливость маленького человека. Обратите требования к себе. Это вы взрослый и мудрый человек, это вы можете терпеливо ждать и помогать ребенку, пока он не справится сам.
3. Очень важен доброжелательный тон общения. Чего бы это нам не стоило. Чем сложнее дается привычка ребенку - тем больше настойчивости и теплоты должно быть в ваших словах. Подбадривайте и обращайте внимание на то, что уже получается. Заправил постель без вашего напоминания - отметьте это событие, вынес мусор - поблагодарите за неоценимую помощь.
У ребенка должен быть положительный стимул для выполнения обязанностей.
4. Однако кроме положительного стимула, должно формироваться понимание неприятных последствий своих действий. Дайте возможность ребенку понять и столкнуться с тем, что будет происходить, если он не будет заботиться о себе сам. Научите ребенка пользоваться будильником и не берите на себя роль плохого человека, который мешает каждое утро спать.
Если ребенок не успел утром собраться, опоздал в школу, забыл домашнее задание - он получит заслуженную двойку за несобранность. Пусть этот случай окажется для него лучшим жизненным уроком, чем пятерка за решенный пример. Обсудите вместе этот случай и помогите ему понять, как лучше организовать свой день.
5. Самое последнее и самое главное. В семье должны быть общие правила для всех и всегда. Если папа и мама не могут договориться между собой, ребенок найдет для себя самый удобный вариант этих правил.
В одной моей знакомой семье у старшего сына была обязанность выносить мусорное ведро. Если он не успевал его вынести, утром ведро стояло около его кровати и ребенок просыпался не от будильника, а от запаха своей обязанности. Такое случалось очень редко. На мой взгляд, это самый яркий пример ненавязчивого объяснения обязанностей по дому. Без разговоров, без обид, спокойно и безапелляционно.
Желаю вам терпения и настойчивости!
-Взаимоотношения в классе.
-Взаимоотношения с родителями.
-Выбор жизненного пути (будущей профессии).
-Самоуправление и саморазвитие.
Чем может помочь Вам школьный психолог?
-Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.
-Ответить на Ваши вопросы.
-Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.
-Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.
-Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.